пятница, 15 февраля 2013 г.

Что делать с видео, отснятым, во время тренинг-сессий?


Мы, как и многие наши коллеги из тренерского цеха, регулярно используем видеосъемку на бизнес-тренингах, фасилитациях, стратегических сессиях. При этом с помощью видеоматериала решаем задачи, связанные не только и не столько с очным обучением сотрудников. В этой небольшой заметке мы как раз хотим рассказать о применении видеофрагментов тренинга в пост-тренинговом сопровождении сотрудников компаний и курсах СДО.

Для начала давайте поймем, что, в принципе, фиксируется на камеру в рамках бизнес-тренинга или любой другой формы очного обучения? Как правило, это:
  • ролевые упражнения (например, переговоры между «клиентом» и «менеджером»);
  • публичные выступления, например, самопрезентации участников, презентации итогов работы групп; 
  • работа участников в мини-группах. Мы часто ведем съемку групповой работы, когда тренер дает задание, а участники в командах самостоятельно его решают (естественно, заручившись согласием группы).
Т.е. применять видеосъемку необходимо для того, чтобы зафиксировать на пленку и в дальнейшем проанализировать: а) применение участниками полученных навыков и знаний в рамках упражнений; б) процесс групповой работы, процесс получения навыка, знания, выработки решения.

Первый пул ситуаций имеет смысл анализировать для того, чтобы продемонстрировать участнику уровень достигнутого им мастерства и наметить точки роста (если снимать и демо-упражнения, предшествующие теории, то можно замерить и дельту развития навыка).

Съемка групповой работы дает тренеру возможность продемонстрировать участникам ошибки, совершаемые в процессе получения знаний и навыков. При анализе видеофрагментов групповой работы мы можем выделить ключевые роли в командах – лидеры, исполнители, эксперты и др. Зафиксировать конфликтные ситуации и принципиальные противоречия между участниками, оценить эффективность тех или иных рабочих сочетаний.

Бывает, что обучающийся не в состоянии правильно использовать выработанное группой решение, потому что в процессе его создания он неосознанно играл роль критика или вступал с группой в конфронтацию. Анализируя видео групповой работы непосредственно на тренинге (либо в перерыве с отдельными участниками), мы можем указать обучающимся на особенности их подхода к обсуждению задач, которые препятствуют эффективному их решению.

Расскажем также об одном интересном приеме, к которому мы часто прибегаем. В целях максимально полного раскрытия потенциала участников во время упражнений, снимаемых на камеру, можно снимать видео в два круга. Первый круг съемки позволяет участникам привыкнуть к камере. А во время второго круга они чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы продемонстрировать владение приобретенными техниками. В рамках видеоанализа можно обращаться к видеофрагментам обоих типов, в том числе и для того, чтобы зафиксировать «зоны развития» участников. Мы в этом смысле исходим из того, что слабости в управлении переговорными навыками во время стрессовых ситуаций (к которым совершенно точно относится и съемка на видео) проявляются особенно отчетливо.

Далее мы хотим рассказать о нескольких полезных находках в области применения снятых видеоматериалов в пост-тренинговом сопровождении участников и системе корпоративного обучения.

Во-первых, видео групповой работы может быть использовано при формировании обратной связи по итогам тренинга для его заказчика.  Очевидно, что конкретные и наглядные кейсы лучше иллюстрируют ваши выводы и персональные рекомендации.

Во-вторых, видео упражнений, самопрезентаций участников, на наш взгляд, обязательно должно остаться в их личной копилке, поэтому мы формируем пакеты видеофрагментов и рассылаем участникам с персональными комментариями.

В-третьих, видео упражнений  - это отличный материал для создания обучающих дистанционных видеокурсов по развитию таких навыков как: продажи, переговоры, публичное выступление и т.п.
Из видеофрагментов можно сделать серию мини-курсов, целью которых может являться демонстрация ключевых ошибок, совершаемых, например, менеджерами в процессе переговоров с клиентом. Такой классический инструмент e-learning как  тестирование с обратной связью будет отличным дополнением видеоматериалу.

Разместив видеоролики в системе дистанционного обучения можно привлечь на учебный портал многих сотрудников, прежде игнорировавших курсы СДО, а  заодно популяризовать программы очного обучения компании. Естественно, предварительно необходимо заручиться согласием участников видео. И, поверьте, при формировании групп очного обучения в дальнейшем, желающих принять участие, сняться на видео и стать знаменитостью в рамках компании будет несравненно больше!

Наконец, мы часто повторно анализируем видео через несколько дней после окончания обучения. В каждой компании есть некое сформированное представление о сильных и слабых сторонах групп сотрудников, на которых направлены те или иные обучающие программы. Например, компания знает, что ее линейные менеджеры, как правило, некорректно ставят задачи подчиненным. Переговорные ситуации, моделируемые на тренингах, позволяют отслеживать изменение статуса-кво в области владения персоналом конкретным навыком, а, значит, актуализировать обучающие программы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий