воскресенье, 31 марта 2013 г.

Экспресс-курс по теории обучения, часть 1


Обратитесь сначала к мозгу, потом к разуму. 

Даже если у человека присутствует мотивация изучить тему, если учебный контент сам по себе не мотивирующий, мозг учащегося сделает все возможное чтобы найти себе что-то более интересное. Это касается как привлечения так и удержания внимания, а также памяти. Помните, вы не сможете ничего сделать, если не пройдете систему фильтрации дерьма, встроенную в мозг.  А для мозга сухое, академическое объяснение - это  дерьмо. (даже несмотря на то, что ваш разум замотивирован выучить данную тему) 

Процесс обучения - это не одностороннее вещание.

Ученики - это не пустые сосуды которых надо наполнить содержимым с помощью эксперта, преподавателя, гуру и тд. Процесс обучения - это нечто, что протекает между ушами ученика, это форма совместного творчества между учениом и опытом обучения. Вы не сможете создать извилины в чужой голове, ваша задача - создать среду, где шансы, что человека  осенит понимание максимально высоки. 

Предоставьте значимую выгоду изучения каждой темы  в форме "а зачем мне это вообще нужно" .
Обучение протекает гораздо эффективнее если мозг ученика знает, зачем он это делает. 
Выгода и/или причина, по которой вы должны изучить что-либо,  должна идти перед самим контентом. В противном случае мозг ученика. Внимание не всегда подвластно тому, кто изучает материал, и даже если у него есть мотивация изучить тему в целом, он все равно может пропускать какие-то части, если перед ними не поместить описание выгоды от их изучения. 

Чтобы попрактиковаться в том, чтобы находить значимую выгоду для чего-либо поиграйте с кем-нибудь в такую игру: начните что-нибудь описывать своему другу, а он пусть задаст вопрос "Зачем?" Ответьте, на что ваш собеседник должен ответить " Ну и что? Какая разница?" Изложите свой ответ, на что ваш друг скажет "Ну и?". На этой стадии, кога вы уже готовы убить своего собеседника за то, что они никак не поймет, вам придет в голову то, что вы должны были сказать в самый первый раз. Самый убедительный и мотивирующий довод приходит как минимум на третий раз как вы попытались его сформулировать. 

Используйте визуальную информацию 

Мозг воспринимает визуальную информацию гораздо эффективнее слов. Есть много форм, которые используют визуальный язык:
Инфографика или диаграммы
Визуальные метафоры
Картина описываемого предмета с аннотациями
Картина конечного результата.
Картинка для привлечения внимания и запоминания.


Приводите избыточное описание для того, чтобы улучшить понимание и запоминание:

"Избыточное" не значит повторение одного и того же это значит "сказать то же самое, но по-другому." 
По-другому может значить:
С другой перспективы
Используя другой информационный канал (к примеру графику, примеры, примеры из жизни, пошаговые инструкции, кейсы, упражнения, итоги, списки)

Чем больше органов чувств вы задействуете в описании,  тем больше потенциал для удержания и запоминания информации. 

Краткость хороша для справочного документа, но губительна для обучающего контента. Наилучшее обучение предполагает то, как бы ты освоил этот предмет в реальной жизни, но предлагает это в безопасной, симулированной и сжатой форме. В реальной жизни обучение никогда не сжато. Это хаос и непонимание, сменяющиеся моментами озарения и ясности. Это волна, а не прямая линия.

Сохраняйте интерес с помощью разнообразия и сюрпризов. 


Используйте разговорный язык. 
Мозг более внимателен, когда думает, что ведется разговор, ведь ему надо в него вникать. И существуют свидетельства которые предполагают, что ваш мозг ведет себя также, даже если это разговор происходит между вами и книгой или монитором. 

Приводите примеры ошибок, неудач.

Люди обычно гораздо больше учатся на неудачах, а не на демонстрации идеального предсказуемого варианта.

Наиболее запоминающиеся опыты обучения чему-либо - обычно те, когда все шло гладко, как вдруг внезапно, что-то пошло совершенно не так. Описание того, как НЕ РАБОТАЕТ зачастую эффективнее чем описание обратного. 

Но лучше описания - это ПОКАЗ. А еще лучше показа - это дать ученику испытать это. Пусть он пойдет по освещенной тропинке, где все предельно ясно, пока не произойдет коллапс. Вероятность. что они запомнят это гораздо выше, чем если бы вы просто сказал "делай так и так" 

Используйте принцип режисеров и писателей - показывай, а не рассказывай.

Вместо того, чтобы устраивать лекцию на тему того, как все работает, создайте сценарий, когда ученик сам все пробует и натыкается на трудности

 Группируйте информацию, чтобы не перегружать мозг.

"Оперативная память" у человека не так велика. Стандартное правило - мы можем удерживать внимание не более чем на 7 предметах. И предметы исчезают как будто бы их не было, как только они уходят из оперативной памяти. Вы смотрите на телефонный номер и пока вы его себе мысленно повторяете и пока никто с вами не заговорит, вы помните его, обычно достаточно долго, чтобы набрать сам номер. К тому времени как вы закончите телефонный разговор, от номера в в вашем сознании не останется и следа. 

При группировке вы берете отобранный факт и добавляете к нему осмысленную дополнительную информацию. Таким образом вы уменьшаете количество отдельных предметов, которые необходимо держать в краткосрочной памяти, тем самым повышая шансы на запоминание и последующее воспроизведение. 

Например, представьте, что вас попросили запомнить следующие соотношения кодовых символов и цифр за 30 секунд:


Вам повезет если в последующем тесте вы назовете 60% правильно. Очень сложно за такой короткий промежуток запомнить последовательность,  в которой трудно уловить связь между элементами. 

Но изменив то, как представлены символы, не меняя сами символы мы получаем последовательность, которую за 30 сек на 100% правильно может запомнить большинство: 


Стресс и беспокойство ухудшают фокус внимания и память. Делайте все возможное, чтобы ученику было комфортно , и он чувтствовал себя уверенно. 

Это не значит упрощать материал, скорее надо дать ученику понять -"Да это не понятно, но не волнуйся, когда ты пройдешь через все примеры все встанет на свои места" Другими словами дайте людям понять, что на этом этапе они не понимают не из-за того, что они тупые. Для особо сложных тем дайте ученику ориентир, где он должен находиться на каждом этапе, и какой материал он должен повторить. Убедитесь, что они знают, что повторение - нормальная часть процесса обучения, а не то, что они должны делать из-за того, что у них не получается. 

Если вы беспокоитесь, что сильно опекаете учеников, тогда не опекайте. Просто будьте честно, говоря о том., что нужно для того, чтобы освоить материал, Но вам это не удастся, если в ы не знаете, насколько тяжело усвоение материала дается ученику. Как эксперту вам тяжело вспомнить, каково это НЕ ЗНАТЬ, поэтому если в этом сомневаетесь, делайте исследование. Один из лучших способов узнать, что вызывыает трудности у новичков - это посетить топики для новичков на оналайн-форумах. Это акже прекрасный способ определиться с содержением курса, потому то, что по вашему мнению должно быть совсем не сложным, может быть темой, на которой застревают все ученики, а то что по вашему мнению должно быть сложным, все легко осваивают.

Поймите, ВЫ  необязательно лучш знаете, как аудитория справится с темой, И эмпатия действительно помогает, вы не сможете до конца почуствовать себя в шкуре другого, только если ваши слкад ума и жизненный путь схожи. Вам надо узнать, что вызывает проблемы у учеников и отбросить любое суждение о том, что "Это должно быть легко" 

Те, кто обучал теме в живую, имеют большое преимущество, когда пишут о ней - они сталкивались с вопросами и видели как люди пытаются понять. Они знают, что каждая тема имеет свой "вес" в зависимости от ее сложности. Но вы можете узнать практически то же самое посещая интернет форумы новичков. 

(оригинал статьи http://headrush.typepad.com/creating_passionate_users/2006/01/crash_course_in.html) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий